Историческая справка

Институт проблем управления сложными системами РАН (ИПУСС РАН) создан 19 марта 1996 г. в результате преобразования Самарского филиала Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (постановление №54 от 19.03.1996 г. Президиума Российской академии наук).

ак. Кузнецов Н.Д.
Инициатива образования в г. Куйбышеве (ныне г. Самара) филиала Института машиноведения (ИМАШ) АН СССР принадлежала выдающемуся конструктору авиационных и ракетных двигателей академику Н.Д. Кузнецову. Куйбышевский филиал начал свою работу в декабре 1987 г., сменив вскоре название на Самарский филиал ИМАШ РАН.
Первым директором СФ ИМАШ РАН был назначен профессор В.А. Виттих. Институт под управлением В.А. Виттиха сосредотачивается на создании интеллектуальных систем в машиностроении, использующих компьютерное представление и обработку знаний.

проф. Виттих В.А.
В 1992 году в СФ ИМАШ РАН создается базовая кафедра «Инженерия знаний» Поволжского института информатики, радиотехники и связи (ПИИРС, в настоящее время Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики). Обучение на кафедре было организовано по «системе Физтеха» (Московского физикотехнического института), которая базируется на тесной связи учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов по тематике института.
В 1996 году Самарский филиал ИМАШ был преобразован в Институт проблем управления сложными системами Российской академии наук (ИПУСС РАН), который вплоть до 2009 г. возглавляет В.А. Виттих.
Преобразование Самарского филиала ИМАШ РАН в ИПУСС РАН связывалось с необходимостью развития академического звена сообщества исследовательских и проектных учреждений, промышленных предприятий и вузов, занимающихся приобретением, передачей и использованием знаний в сфере управления сложными социотехническими системами. В том числе предполагалось, что Институт развернет исследование фундаментальных проблем управления подобными открытыми сообществами, известными сейчас как инновационные сети.
В 1999 г. ИПУСС РАН запустил один из системообразующих механизмов такой инновационной сети – ежегодную Международную конференцию «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», поддержанную РАН, РФФИ, Правительством Самарской области и Администрацией г.о. Самара.
В 2011 г. совместно с Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П. Королева и издательством «Новая техника» начато издание первого на русском языке периодического издания по прикладным онтологиям и семантическим проблемам автоматизации проектирования социотехнических объектов - журнала «Онтология проектирования» (обновленное свидетельство о регистрации в Роскомнадзоре ПИ № ФС 77-70157 от 16.06.2017; в 2015 году журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата, на соискание ученой степени доктора наук; пятилетний импакт фактор РИНЦ на 2016 г. равен 0,945).
Результаты фундаментальных исследований Института нашли практическое применение:
в конце 90-х годов разработаны и переданы для опытной эксплуатации в АО АВТОВАЗ (г. Тольятти) методы и средства компьютерной интеграции знаний, направленные на обеспечение согласованной инженерной деятельности при проектировании и производстве автомобилей;
в середине первого десятилетия нового века в ФГУП «ГосНИИ авиационных систем» (г. Москва) внедрена методика онтологического анализа, которая может быть применена в сфере учета, контроля и регулирования процесса создания наукоемкой продукции, в частности, технологий ее каталогизации, планирования развития и реформирования промышленных комплексов;
в первом десятилетии нового века разработанные в Институте прикладные компьютерные онтологии использованы для описания региональной экономики Самарской области, а мультиагентные технологии использованы при создании Региональной системы предоставления государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме с применением интегрированных баз знаний и мультиагентных технологий в социальной сфере Самарской области;
созданные в Институте системы сбора и обработки информации о многомерных перемещениях элементов конструкций лопаточных и поршневых силовых установок прошли опытную проверку и переданы заказчикам: ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова» г. Самара, ОАО «Авиадвигатель» г. Пермь, АО АВТОВАЗ г. Тольятти. При создании этих систем нашел применение широкий спектр разработанных в Институте оригинальных одновитковых вихретоковых датчиков с чувствительными элементами в виде отрезка проводника, предназначенных для экспериментальных исследований перемещений элементов конструкций лопаточных и поршневых силовых установок и обеспечивающих работоспособность в тяжелых и экстремальных условиях (температуры свыше 1000оС, высокая загрязненность среды измерения продуктами горения топлива, высокие уровни вибраций и т.д.);
практическим результатом исследований физико-технологических основ разработки и применения научной аппаратуры для проведения космических экспериментов 2010-2015 гг. стало создание автономного многоканального регистратора температур (МРТ) для проведения технологических и медико-биологических экспериментов на КА типа «Бион» и «Фотон». Первое применение МРТ, включая тестирование и предполетную настройку, а также обеспечение оперативного контроля работоспособности научной аппаратуры в течение всего полета, осуществлено на КА «Бион-М» №1 и «Фотон-М» №4 (июнь-сентябрь 2014 г.)