Историческая справка

Институт проблем управления сложными системами РАН (ИПУСС РАН) создан 19 марта 1996 г. в результате преобразования Самарского филиала Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (постановление №54 от 19.03.1996 г. Президиума Российской академии наук).

ак. Кузнецов Н.Д.
Инициатива образования в г. Куйбышеве (ныне г. Самара) филиала Института машиноведения (ИМАШ) АН СССР принадлежала выдающемуся конструктору авиационных и ракетных двигателей академику Н.Д. Кузнецову. Куйбышевский филиал начал свою работу в декабре 1987 г., сменив вскоре название на Самарский филиал ИМАШ РАН.
Первым директором СФ ИМАШ РАН был назначен профессор В.А. Виттих. Институт под управлением В.А. Виттиха сосредотачивается на создании интеллектуальных систем в машиностроении, использующих компьютерное представление и обработку знаний.

проф. Виттих В.А.
В 1992 году в СФ ИМАШ РАН создается базовая кафедра «Инженерия знаний» Поволжского института информатики, радиотехники и связи (ПИИРС, в настоящее время Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики). Обучение на кафедре было организовано по «системе Физтеха» (Московского физикотехнического института), которая базируется на тесной связи учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов по тематике института.
В 1996 году Самарский филиал ИМАШ был преобразован в Институт проблем управления сложными системами Российской академии наук (ИПУСС РАН), который вплоть до 2009 г. возглавляет В.А. Виттих.
Преобразование Самарского филиала ИМАШ РАН в ИПУСС РАН связывалось с необходимостью развития академического звена сообщества исследовательских и проектных учреждений, промышленных предприятий и вузов, занимающихся приобретением, передачей и использованием знаний в сфере управления сложными социотехническими системами. В том числе предполагалось, что Институт развернет исследование фундаментальных проблем управления подобными открытыми сообществами, известными сейчас как инновационные сети.
В 1999 г. ИПУСС РАН запустил один из системообразующих механизмов такой инновационной сети – ежегодную Международную конференцию «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», поддержанную РАН, РФФИ, Правительством Самарской области и Администрацией г.о. Самара. Вплоть до 2019 г. конференция объединяла на самарской земле ученых и специалистов в области управления из ведущих научных организаций, университетов и промышленных предприятий оссии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Нидерландов, США, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Японии, Белоруссии, и др. В разные годы в ее работе принимали участие проф. С.П. Капица, чл.-кор. РАН, лётчик–космонавт СССР В.А. Соловьёв, ак. РАН С.Н. Васильев, ак. РАН Н.А. Кузнецов, чл.-кор. РАН Д.А. Новиков, чл.-кор. РАН Р.Ф. Юсупов, чл.-кор. РАН Г.С. Себряков, чл.-кор. РАН Е.Д. Теряев, проф. Г.А. Ржевский, нач. ЦУП М.М. Матюшин и др.

д.т.н. Смирнов С.В.
В 2009 г. ИПУСС РАН возглавил известный ученый в области интеллектуального анализа данных и моделирования сложных систем доктор технических наук С.В. Смирнов. По его инициативе в 2011 г., совместно с Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П. Королева и издательством «Новая техника», начато издание первого на русском языке периодического издания по прикладным онтологиям и семантическим проблемам автоматизации проектирования социотехнических объектов - журнала «Онтология проектирования». Сейчас журнал включён в перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора наук (2015 г.), а с 2020 г. - в список журналов, входящих в базу данных Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science. С 2024 г. журнал входит в «Белый список» научных журналов, утвержденный Межведомственной рабочей группой при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

д.т.н. Боровик С.Ю.
С 2015 года директором ИПУСС РАН является д.т.н. Боровик С.Ю. - специалист в области автоматизации испытаний объектов авиационного, ракетного и энергетического двигателестроения. В этот период происходит реорганизация института в форме присоединения его в Самарскому научному центру РАН как обособленное подразделение. В этот же период в институте начинает интенсивно развиваться направление, связанное с решением широкого круга задач контроля технического состояния и раннего обнаружения повреждений трибосопряжений в составе авиационных и ракетных двигательных установок, востребованные нашей промышленностью. Совместно с ПАО "Кузнецов" (г. Самара) в институте разрабатывался метод раннего обнаружения повреждений радиально-упорного подшипника турбонасосного агрегата (ТНА) жидкостного ракетного двигателя НК-33. С 2017 года, совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь), развернуты работы по созданию системы непрерывного контроля частиц изнашивания в маслопроводах большого диаметра для перспективного двигателя большой тяги ПД-35. Отдельные решения, полученные в ходе выполнения НИОКР, отнесены к "ноу-хау" АО "ОДК" и не имеют российских и зарубежных аналогов. в 2023 г. за разработку системы непрерывного контроля металлических частиц изнашивания пар трения в маслосистемах авиационных двигателей большой тяги ИПУСС РАН – СамНЦ РАН совместно с АО "ОДК-Авиадвигатель" был награжден дипломом конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения».
Основные научные результаты:
В области моделирования сложных объектов и систем управления
Разработаны математические модели и методы последовательной параметризации управляющих воздействий в задачах оптимального управления сложными системами с распределенными параметрами; созданы концептуальные основы новой науки об организации процессов управления в обществе – эвергетики - как постнеклассического развития кибернетики; предложены принципы построения теории интерсубъективного управления организационными системами, базирующейся на постнеклассической научной рациональности и реалиях информационного общества; разработаны формальные методы и средства онтологического анализа данных в системах компьютерного моделирования.
В области теории и технологии измерения параметров состояния объектов управления в экстремальных условиях
Предложены методы и разработаны аппаратно-программные средства систем бесконтактных измерений и контроля состояний элементов конструкций силовых установок авиакосмических и транспортным машин в экстремальных условиях рабочих режимов с созданием соответствующей теории, базирующейся на результатах исследования электромагнитного взаимодействия оригинальных одновитковых чувствительных элементов вихретоковых сенсоров с электропроводным объектом контроля при импульсном питании датчиков; на основе выполненных исследований построен и применен в практике стендовых испытаний образцов новой авиационной техники ряд систем контроля состояния омываемых маслом пар трения силовых установок большой мощности, инвариантных к маслопроводам различных диаметров, что в настоящее время недоступно ближайшим российским и зарубежным аналогам.
Инновационная деятельность:
в конце 90-х годов разработаны и переданы для опытной эксплуатации в АО АВТОВАЗ (г. Тольятти) методы и средства компьютерной интеграции знаний, направленные на обеспечение согласованной инженерной деятельности при проектировании и производстве автомобилей;
в середине первого десятилетия нового века в ФГУП «ГосНИИ авиационных систем» (г. Москва) внедрена методика онтологического анализа, которая может быть применена в сфере учета, контроля и регулирования процесса создания наукоемкой продукции, в частности, технологий ее каталогизации, планирования развития и реформирования промышленных комплексов;
в первом десятилетии нового века разработанные в Институте прикладные компьютерные онтологии использованы для описания региональной экономики Самарской области, а мультиагентные технологии использованы при создании Региональной системы предоставления государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме с применением интегрированных баз знаний и мультиагентных технологий в социальной сфере Самарской области;
созданные в Институте системы сбора и обработки информации о многомерных перемещениях элементов конструкций лопаточных и поршневых силовых установок прошли опытную проверку и переданы заказчикам: ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова» г. Самара, ОАО «Авиадвигатель» г. Пермь, АО АВТОВАЗ г. Тольятти. При создании этих систем нашел применение широкий спектр разработанных в Институте оригинальных одновитковых вихретоковых датчиков с чувствительными элементами в виде отрезка проводника, предназначенных для экспериментальных исследований перемещений элементов конструкций лопаточных и поршневых силовых установок и обеспечивающих работоспособность в тяжелых и экстремальных условиях (температуры свыше 1000°С, высокая загрязненность среды измерения продуктами горения топлива, высокие уровни вибраций и т.д.);
практическим результатом исследований физико-технологических основ разработки и применения научной аппаратуры для проведения космических экспериментов 2010-2015 гг. стало создание автономного многоканального регистратора температур (МРТ) для проведения технологических и медико-биологических экспериментов на КА типа «Бион» и «Фотон». Первое применение МРТ, включая тестирование и предполетную настройку, а также обеспечение оперативного контроля работоспособности научной аппаратуры в течение всего полета, осуществлено на КА «Бион-М» №1 и «Фотон-М» №4 (июнь-сентябрь 2014 г.)
В период с 2015 по 2023 гг. в институте велись инициативные работы по созданию системы диагностики износа подшипников ротора турбинного насоса двигателя НК-33 в рамках соглашения о выполнении научно-исследовательской работы между ОАО «Кузнецов» и ИПУСС РАН от 08.12.2015 г.
С 2017 года ИПУСС РАН - СамНЦ РАН участвует в выполнении составной части НИОКР по договорам с АО "ОДК-Авиадвигатель" (г. Пермь) в рамках критической технологии по разработке и созданию комплексной системы диагностики и прогнозирования технического состояния двигателей с возможностью передачи данных в полете и использованием удаленных центров диагностики. Роль и место тем работ в решении задач в сфере государственных интересов - ранняя диагностика опасных состояний авиационного газотурбинного двигателя (ГТД), создание перспективных образцов диагностического оборудования для повышения безопасности и эффективности эксплуатации.
Награды сотрудников ИПУСС РАН:
В 2023 г. ИПУСС РАН – СамНЦ РАН был награжден дипломом конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» за работу «Система непрерывного контроля металлических частиц изнашивания пар трения в маслосистемах авиационных двигателей большой тяги» (совместно с АО "ОДК-Авиадвигатель").
2022 гг. сотрудник ИПУСС РАН – СамНЦ РАН были удостоен звания "Почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации" (награда вручена в 2024 г.)
В 2021 сотрудник ИПУСС РАН – СамНЦ РАН награжден ведомственной медалью Минобрнауки России "За вклад в реализацию государственной политики в области научно-технологического развития" (награда вручена в 2024 г.)
В 2021 году сотрудник ИПУСС РАН – СамНЦ РАН удостоен Премии Губернатора Самарской области за выдающиеся результаты в решении технических проблем.
В 2019, 2020, 2023 гг. сотрудники ИПУСС РАН – СамНЦ РАН становились победителями конкурсов «Молодой ученый» Самарской области.
В 2021 году сотрудник ИПУСС РАН – СамНЦ РАН вошла в топ 100 молодых ученых и конструкторов, работающих в Самарской области по приоритетным для региона направлениям развития науки, технологий и техники.